https://www.psixo.ru/-> Психотерапия и психология
 
Психотерапия и психология

 

Теории и классификация потребностей, мотивации

Дата публикации: 25.08.2011, 02:12:48

Уровни потребностей человека

Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории "потребность", "мотив", "мотивация" и пр. Мы не будем останавливаться здесь на раскрытии этих фундаментальных психологических категорий. Следует только отметить, что мы разделяем понимание содержаний этих категорий, нашедшее отражение в работе профессора д.пс.н. О.С.Анисимова (3). Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.), вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) и третично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).

Вот как описывал генезис потребностей известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев (4): "Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С развитием духовного производства... формируется особый тип потребности - потребность предметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека "первым делом" и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования".
Очевидно, что в концепции А.Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности:

5. Самовыражение.
4. Потребность в уважении.
Вторичные: 3. Социальные потребности.
2. Безопасность и защищенность.
Первичные: 1. Физиологические потребности.

Попытка считать последний уровень в пирамиде Маслоу как соответствующий духовным потребностям, на наш взгляд, лишена оснований. Дело в том, что самовыражение или самоактуализация может иметь самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума (как, например, графоманство). Такие типы самовыражения не могут претендовать на высший уровень потребностей и относятся ко вторичным потребностям (например, самовыражение как самоутверждение в каком-то кругу людей).

Кроме того, как в свое время отмечал выдающийся философ Гегель, духовные потребности неразрывно связаны с устремлениями всеобщего характера. Потребность в самовыражении лишь тогда можно считать духовной потребностью, если это самовыражение становится инструментом трансляции надситуативных ценностей общества и (не побоимся банальности!) "сеет разумное, доброе, вечное". Как известно, данные тонкости А.Маслоу не ввел, чем ввел в заблуждение многих своих поклонников.

Подведем критический итог: пирамида потребностей человека по А. Маслоу не отражает культурный надиндивидуальный уровень развития потребностей (т.е. духовных устремлений).

Ко второму недостатку следует отнести неоднородность слоев по степени абстрактно-конкретности (или родо-видовых отношений). Так, социальные потребности включают в себя и потребность в уважении и многие другие, а в пирамиде А. Маслоу, по непонятным основаниям, потребность человека в уважении его другими выделена в особый слой.

В связи с этим мы предлагаем усовершенствованный вариант иерархизации потребностей, который, на наш взгляд, лишен вышеотмеченных недостатков:

7. Стремление к культурно-творческой деятельности.
6. Интересы развивающегося деятеля.
5. Интересы функционирующего деятеля.
4. Социальные потребности.
3. Психолого-социальные потребности.
2. Физиолого-психологические потребности.
1. Физиологические потребности.

Однако осуществленная дифференциация мотивационных факторов, приведшая к увеличению числа слоев, может усложнить и без того непростой анализ реальных мотиваций работников организации. Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально разведенные Анисимовым О.С. (3), позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру потребностей:

Личность (третичные потребности).
Субъект (вторичные потребности).
Индивид (первичные потребности).

Для правильного понимания предложенных категорий (индивид, субъект, личность) охарактеризуем их подробнее.

Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности. При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей. Нормы, которые получает человек с индивидной направленностью, он стремится изменить под свое собственное удобство, даже в ущерб решению задач деятельности. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.

Субъектные проявления человека в деятельности - это действия, соответствующие требованиям деятельностной нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.

Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие деятельности фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не на основе своих потребностей (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Используя данные различия, получаем три основных слоя в пирамиде "Маслоу плюс":

Типология факторов мотивации (потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки, внешние условия и стимулы и т.п.):

А. Индивидные:
1. Физиологические:
- в экологически чистой пище;
- в тепле;
- в воде;
- во сне;
- в сексе;
- в чистоте;
- в жилье;
- в физическом отдыхе;
- в средствах удовлетворения первичных потребностей.

2. Физиолого-психологические:
- безопасность;
- защищенность;
- гигиеничность;
- зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей;
- жилье;
- потребность в психологическом отдыхе;
- чувство территории;
- неприкосновенность собственности;
- возможность держаться на "дистанции";
- собственное благополучие.

Б. Индивидно-субъектные:
1. Психолого-социальные потребности:
- моральное подкрепление;
- награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли);
- оценка личного вклада;
- оценка достоинства работника;
- оказание внимания;
- удобство рабочего места;
- зарплата;
- потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.);
- чувство сопричастности к коллективу;
- потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства;
- самоутверждение;
- карьерный рост;
- уверенность в завтрашнем дне фирмы;
- интересная работа;
- соревновательный эффект;
- потребность в успехе;
- стремление к власти;
- статус, престиж;
- индивидуально значимое самовыражение;
- семейный комфорт.

В. Субъектные:
1. Социальные:
- социальный отдых: спортивный, культурный;
- потребность в общении;
- клубные взаимодействия: совместное празднование;
- хорошие отношения в коллективе;
- ощущение своей полезности в коллективе;
- потребность в совместном принятии решения;
- интересная работа;
- соревновательный эффект;
- потребность в согласовании;
- справедливость;
- правовая обеспеченность;
- социальное равноправие;
- поддержание социальных устоев;
- потребность жить по законам, нормам, правилам общества.

2. Функционирования деятельности:
- удовольствие от работы;
- гордость за свою работу;
- чувство сопричастности к делу фирмы;
- потребность в соответствии профессиональным нормам;
- возможности к дообучению;
- потребность в усложнении решаемых задач;
- рост ответственности;
- развитие воли;
- ощущение своей полезности в деле фирмы;
- получение всей необходимой для эффективной работы информации;
- потребность получать ясные цели и задачи;
- потребность в одобрении хорошо сделанной работы;
- ценность самореализации.

Г. Личностные:
1. Развития деятельности:
- потребность в творчестве, значимом для деятельности;
- потребность в развитии профессиональных норм;
- ценность развития деятельности;
- ценность саморазвития;
- стремление к новизне и экспериментированию;
- возможность совершенствования деятельности фирмы;
- соревновательный эффект;
- ожидание доверия к профессионализму;
- стремление к совершенствованию корпоративной культуры;
- повышение престижа фирмы;
- повышение полезности фирмы для общества.

2. Культурно-творческого самовыражения:
- потребность в творчестве, значимом для социокультурной сферы;
- ценность развития социокультурной сферы;
- развитие своей духовной культуры;
- потребность в создании культурнозначимых эталонов;
- ценность трансляции культуры;
- активное участие в совершенствовании законов общества на основе универсумальных ценностей;
- стремление к повышению уровня правосознания общества;
- культивирование принципов гуманности и демократичности.


1. Теории и классификации потребностей

• Теории потребностей
• Иерархическая модель классификации потребностей А. Маслоу
• Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
• Вытеснение одних потребностей другими

Динамическими (мотивационными) факторами поведения являются внутренние силы организма, которые побуждают его к действиям. З. Фрейд объяснял динамику поведения с помощью теории либидо (энергии сексуального влечения) и превращений, которых но претерпевает в жизни личности. А. Адлер, в отличие от З. Фрейда, считал, что поведение мотивируют социальные факторы, которые руководствуются «стремлением к власти».

В психологии существует несколько теорий потребностей. Ограниченность многих из них заключается в возможности объяснить только отдельные виды поведения и формы мотивации. Рассмотрим наиболее известные и универсальные теории потребностей.

1.1. Теории потребностей


1.1.1. Теория гомеостаза (стремление к внутреннему равновесию)

В соответствии с теорией гомеостаза потребность — это состояние отклонения от внутреннего равновесия, которое приводит к возникновению напряжения и к поведению, направленному на восстановление равновесия. Гомеостаз (от греч. homoios — подобный, одинаковый и statis — неподвижность) — это способность организма при любых обстоятельствах поддерживать стабильность внутренней среды, внутреннее равновесие например, определенную концентрацию некоторых веществ или компонентов). Равновесие это, однако, вследствие изменений в организме (обмена веществ) и изменений во внешней среде угроза со стороны врагов, колебание температуры и т.п.) часто нарушается.
Голод, жажда, потребность в новых впечатлениях, в эмоциональном контакте — это первичные потребности, удовлетворение которых важно для организма. Любое нарушение баланса (сахара, воды, впечатлений, информации и других необходимых компонентов) приводит к появлению соответствующей потребности (и побуждает к восстановлению равновесия).

Гомеостаз — это поддерживание равновесия, при котором организм не ощущает никаких потребностей. Потребность (и соответственно побуждение к активности) возникает вследствие отклонения от равновесия. Гомеостатическое поведение направлено на ликвидацию напряжения путем удовлетворения потребности.

Таким образом, чтобы удерживать организм в состоянии внутреннего равновесия (сберечь стабильность внутренней среды), индивид должен адекватно реагировать на раздражители, которые нарушают равновесие.

В психологии против теории гомеостаза выступил Олпорт, который указал, что ей «не удалось понять природу истинного влечения, характерной особенностью которого является противодействие равновесию: напряжение не уменьшается, а поддерживается». Разрядка (уменьшение) напряжения — не единственный мотивационный фактор активности человека. Ведь часто индивидуум стремится не к уменьшению напряжения, не к внутреннему равновесию и покою, а наоборот, к поиску нового возбуждения.

1.1.2. Теория К. Гольдштейна (стремление к среднему уровню напряжения)

Особого внимания заслуживает концепция К. Гольдштейна, который, опираясь на материалы
изучения мозговой патологии, утверждал, что стремление к гомеостазу (т.е. к внутреннему равновесию) не является характеристикой нормального организма. Только при заболеваниях организм стремится избежать напряжения.
Организм, согласно теории Гольдштейна, имеет постоянное среднее состояние напряжения и к этому состоянию стремится вернуться, как только наступает отклонение (вследствие действия внешних или внутренних факторов). Таким образом, стоит говорить не о разрядке уменьшении) напряжения (в процессе удовлетворения потребностей), а о его выравнивании. Выравнивание напряжения характерно для каждой нормальной, здоровой личности. развитие (интеллектуальное, духовное) — это не что иное, как стремление к балансированию напряжения. Потребность, согласно этой теории, — это состояние, которое проявляется в отклонении напряжения от среднего уровня.

1.1.3. Теория оптимальной активации

Критические замечания относительно теории гомеостаза побуждали разрабатывать концепцию, которая предоставила бы возможность объяснить, почему наш организм иногда стремится снизить уровень активации, а иногда, когда он слишком слаб для того, чтобы поддерживать достаточный психический тонус, — усилить его.
Данная теория была предложена в 50-е годы психологами Даффи и Хеббом. Согласно ей, организм
стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который дает ему возможность функционировать эффективно. Этот уровень не отвечает абсолютному нулю, как в теории гомеостаза, а зависит от физиологического и психологического состояния индивида в данный момент.
Таким образом, одни люди нуждаются в более интенсивной стимуляции, чем другие, способные выдерживать только ограниченное число стимулов.


Эта потребность в стимулах меняется также в зависимости от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии мечтательности, конечно же, отличается от уровня активации, оптимального для человека, который находится в состоянии творческого вдохновения.
Поведение индивидуума будет эффективным тогда, когда уровень его активации будет оптимальным (ни слишком низким, ни слишком высоким).

Исследование феномена сенсорной изоляции (отсутствия сенсорных стимулов, например, во время длительного пребывания в затемненном помещении) свидетельствует: отсутствие стимуляции повлекло за собой серию кратковременных психических расстройств. Понятно, что сторонники теории оптимальной активации видят в этом пример такой ситуации, которую организм стремится избегать.

1.2. Иерархическая модель классификации потребностей А. Маслоу

В наше время существует много разнообразных классификаций потребностей. В глубинных концепциях Фрейда и Адлера все потребности человека выводились из одной, первичной и основной потребности (например, из сексуальной потребности или «стремления к власти»). Другие сследователи предлагают длинный список потребностей, который охватывает почти все известные виды поведения. Все эти теории исходили из того, что существуют первичные потребности, к которым можно было бы свести все факторы, которые побуждают поведение человека.

Недостатки многих классификаций потребностей заключаются в следующем:

1. Все они ограничиваются только констатацией наличия определенного числа основных (базовых) потребностей личности.

2. Потребности при этом ставятся на одну ступень, отсутствуют иерархия потребностей и взаимосвязи между ними.

3. Не выделяются закономерности удовлетворения и развития потребностей.

Из другой методологической позиции исходил А. Маслоу, предложив своеобразную иерархическую модель классификации потребностей.

А. Маслоу — один из представителей гуманистической психологии, которая признает личность как целостную уникальную систему, представляющую собой открытую возможность самоактуализации. бихевиоризм и фрейдизм акцентировали внимание на зависимости личности от ее прошлого, тогда как главное, согласно положениям гуманистической психологии, — ориентация на будущее, направленность к свободной реализации своих возможностей, особенно творческих.

В своих исследованиях Маслоу опирался на биографии выдающихся людей, которым, по мнению ученого, присущи такие черты, как ориентация на реальность, спонтанность, человая направленность, независимость, оптимизм, творческая установка.
Классификация потребностей А. Маслоу существенно отличается от других классификаций. Он упорядочивает потребности в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности.Таким образом, существует иерархия различных потребностей — от наиболее примитивных до потребностей высших уровней.

Физиологические потребности (еда, сон, и др.), без удовлетворения которых ничто другое не возможно, всегда выступают на первый план и лежат в основе иерархии потребностей. Выше, над физиологическими потребностями, находится потребность в безопасности (физиологической и психологической). Ее удовлетворение дает возможность развития потребности в эмоциональных контактах (потребности в хорошем отношении, в единении, в принадлежности к некоторой группе, потребности в любви). Когда удовлетворены потребности трех низших уровней, актуализируется потребность в самоуважении (в одобрении, признании, компетентности, достижениях). Только когда удовлетворены все прочие потребности, возникает потребность в самореализация (самоактуализации).

Самоактуализация — стремление человека как можно полнее обнаружить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть тем, кем она может быть. В соответствии с А. Маслоу, если индивид не занимается тем, к чему он склонен, то возникает неудовлетворенность, беспокойство, тревожность. Чтобы быть в согласии с самим собой, музыкант должен создавать музыку, художник — рисовать, поэт — писать стихотворения. Человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности.
А. Маслоу отмечал, что потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей.
Невротики лишены этой потребности, и, собственно, невроз возникает именно у тех людей, у которых по определенным причинам нет этой потребности. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено. Если человек этого не делает или если условия жизни мешают этой реализации, то возможен внутренний конфликт, который способен вызывать невроз.
Собственно, неудовлетворенность самореализацией и порождает неврозы. Даже если все другие потребности, кроме потребности в самоактуализации, удовлетворяются, то человек ощущает беспокойство, тревогу, неудовлетворенность, т.е. появляются невротические симптомы.

1.2.1. Принцип относительного приоритета актуализации потребностей

Согласно концепции А. Маслоу, прежде чем активизируются (и начнут определять поведение) потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низших уровней.
Ведь очевидно, что смертельно голодный человек не стремится «чем-нибудь заняться».
И еще меньше он стремится заняться такой деятельностью, в которой можно было бы проявить свою компетентность и самореализоваться. Мысли и действия голодного человека направлены в первую очередь на поиски еды. Самоактуализация, отмечает А. Маслоу, может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все прочие потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает потребность низшего уровня.
Но относительный приоритет (преимущество) временно неудовлетворенных потребностей низшего уровня не обязательно должен прерывать и блокировать самоактуализацию. Она может стать относительно независимой от удовлетворения потребностей низших иерархических уровней (т.е. потребность в самоактуализации может возникать и тогда, когда временно не удовлетворены потребности низших уровней).
Таким образом, актуализация потребностей более высоких уровней не всегда предполагает
удовлетворение потребностей низких уровней. Человек, стремясь к удовлетворению высших
потребностей, может на некоторое время отсрочить удовлетворение потребности более низкого уровня.

1.2.2. Развитие потребностей в онтогенезе

С точки зрения возрастной психологии, иерархия потребностей, представленная А. Маслоу, отвечает последовательности их проявления в процессе развития ребенка. Для младенцев на первом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей. В процессе индивидуального развития для детей дошкольного возраста актуальной становится безопасность, затем — социальные контакты и самоуважение. Только в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы в более позднем возрасте.

1.2.3. Различия между высшими и низшими потребностями

А. Маслоу приводит такие различия между потребностями высших и низших уровней.

1. Высшие потребности возникают позже.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может откладываться ее удовлетворение и тем легче от нее на некоторое время освободиться.

3. Функционирование на высших ступенях развития (на высоком уровне потребностей)
означает более высокую биологическую эффективность (меньше болезней, хорошие сон и аппетит).

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее важные.

5. Удовлетворение потребностей высших уровней чаще приводит к осуществлению желаний и развитию личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.


1.3. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей

Люди, удовлетворяя свои потребности в различных условиях и имея различные навыки, учатся различным способам удовлетворения потребностей. Это упрощает процесс приспособления людей, которые находятся в неодинаковых условиях. В зависимости от среды и личностных особенностей у каждого человека формируется индивидуальный набор способов удовлетворения потребности (К. Обуховский, 1972).

1.3.1. Механизм формирования индивидуальных способов удовлетворения потребностей

Данный механизм можно представить следующим образом. Допустим, индивид находится в
состоянии напряжения, которое вызвано неудовлетворенностью какой-то потребности. Если при этом выполненная субъектом деятельность уменьшает это напряжение, то формируется условная связь между деятельностью и уменьшением напряжения. Произошло научение, сформировалась связь между раздражителем, реакцией и снижением напряжения (удовлетворением потребности). В будущем при аналогичных условиях (когда появляются сигналы напряжения) индивид использует именно этот способ снятия напряжения и удовлетворения потребности.

1.3.2. Конкретизация способов удовлетворения потребностей

Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом и что число этих способов ограничено (поскольку готовность использовать неэффективные или вредные способы угасает, тогда как другие, эффективные способы закрепляются). Конкретизация приводит к закреплению одного или нескольких способов действий, при помощи которых удовлетворяется потребность.


1.3.3. Превращение способов удовлетворения базовых потребностей в новые потребности личности

В контексте данной проблематики очень важным является тот факт, что способы удовлетворения
потребности сами могут стать потребностями. Например, коллекционирование книг, которое
сначала удовлетворяло познавательную потребность, может стать новой самостоятельной потребностью (т.е. перерасти в библиофилию). В процессе индивидуализации на основании удовлетворения общих потребностей создаются новые потребности, список которых может быть очень длинным (К. Обуховский, 1972; А. Леонтьев, 1975).
Новые потребности развиваются вследствие удовлетворения определенных потребностей личности. Предмет, который способен удовлетворить потребность, со временем может стать самостоятельной потребностью.
Таким образом, новые потребности развиваются на основании имеющихся в наличии(базовых) потребностей личности. Изменение и развитие потребностей проходит через изменение, расширение и развитие предметов, которые являются средством удовлетворения потребностей и в которых потребности опредмечиваются и конкретизируются.

1.3.4. Ментализация потребностей

Ментализация потребностей — это осознание содержания потребности. Она делает возможным сознательное участие личности в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация может существенно влиять на ход деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Например, осознание того, что мой способ поведения в определенной ситуации является результатом удовлетворения некоторой потребности, может вызывать творческие поиски других способов действий.


1.4. Вытеснение одних потребностей другими

Достаточно интересными являются наблюдения, которые касаются вытеснения одних потребностей другими. Известно, например, что артист или ученый, воодушевленный своим трудом, забывает о сне, голоде и т.п. Такие люди склонны отказываться от еды и других необходимых для жизни вещей, если такой ценой способны получить свой наркотик. Во всех этих случаях можно считать, что потребность представляет собой очень сильное напряжение центральной нервной системы (ЦНС). Напряжение, действуя в соответствии с законом нервной доминанты, ликвидирует другие напряжения, «стягивая» к себе всю их энергию.
Мы часто можем наблюдать, как потребность, которая представляет собой очень сильное напряжение, подчиняет своим целям всю психическую активность. Мысли голодного человека сосредоточиваются вокруг одной проблемы — добыть еду. В крайних случаях это стремление может приобрести характер навязчивой идеи, которая делает невозможной любую другую деятельность.

Следовательно, многие виды деятельности — мышление, воображение, память — подчиняются действию механизмов, которые обеспечивают удовлетворение доминирующей потребности (например, потребности в еде).



2. Психоаналитическая теория мотивации

• Принцип удовольствия и принцип реальности
• Психоаналитическая концепция структуры личности
• Природа и функции психологической защиты
• Ориентация защитных процессов и виды тревоги
• Психологическая защита и нарушение адаптации личности

2.1. Принцип удовольствия и принцип реальности

Согласно взглядам З. Фрейда, в психической жизни индивида (а именно в инстанции Оно — Id)
господствует принцип удовольствия, т.е. стремление получать наслаждение и избегать неудовольствия. Фрейд утверждает, что неудовольствие отвечает повышению, а удовольствие — снижению уровня возбуждения (напряжения). По мнению Фрейда, психический аппарат имеет тенденцию поддерживать возбуждение на самом низком или, в крайнем случае, на постоянном уровне. Работа психического аппарата направлена на то, чтобы поддерживать возбуждение на низком уровне. Все, что содействует увеличению напряжения (возбуждения), должно рассматриваться как неудовольствие (З. Фрейд, 1989).

З. Фрейд, однако, отрицает абсолютное господство принципа удовольствия в психической жизни. Он утверждает, что в психике существует выраженная тенденция к господству принципа удовольствия, но этому противостоят другие внутренние и внешние силы и условия.
Для самосохранения организма принцип удовольствия оказывается не только не полезным, но в значительной степени вредным и опасным. Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип заменяется «принципом реальности».
Индивидуум, руководствуясь принципом реальности, не отбрасывая конечной цели (достижение удовольствия), откладывает возможность удовольствия и временно терпит неудовлетворенность. Принцип реальности — это принцип регуляции психической жизни, который состоит в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений.

Влечения «Я» подчинены принципу реальности. Принцип удовольствия, однако, еще длительное время господствует в психике и часто берет верх над принципом реальности (даже во вред всему организму).

2.2. Психоаналитическая концепция структуры личности

Организацию психической жизни индивидуума можно представить в виде структуры, компонентами которой являются такие инстанции как Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).
Id (Оно) — это наиболее примитивная, самая низкая (глубинная) подструктура психического аппарата, которая содержит в себе сексуальные и агрессивные влечения и руководствуется принципом удовольствия. Id иррационально, аморально, ничего не знает ни о реальности, ни об обществе и пребывает в конфликтных отношениях с Я и Сверх-Я.

Ego (Я) — подструктура психики, которая выступает посредником между Оно и Сверх-Я, между
индивидом и реальностью. Функция Ego — это самосохранение организма, восприятие внешнего мира и приспособление к нему. Ego стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, примирить Id (инстинкты) и Super-Ego (усвоенные социальные нормы). Руководствуясь принципом реальности, Ego производит ряд механизмов, которые помогают приспособиться к среде, избежать угрожающих влияний, контролировать инстинктивные импульсы, которые исходят из Id.

Super-Ego (Сверх-Я) - высшая инстанция в структуре психики, которая выполняет роль
внутреннего цензора, совести, является источником моральных принципов и религиозных чувств.
Super-Ego — продукт влияний других людей на личность — возникает в раннем детстве и остается,
по мнению Фрейда, практически неизменным до конца жизни. Super-Ego формируется благодаря
механизму идентификации (отождествлению) ребенка с отцом, который является для него
моделью. Если Я (Ego) примет решение в пользу Оно (Id), но это будет противоречить Сверх-Я (Super-Ego), то Оно ощущает наказание в виде упреков совести, ощущения вины. Следовательно, внутренний контроль и наказание — также функция Super-Ego.

На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял чувство вины у невротиков влиянием Сверх—Я. Аналогично объяснялся и феномен тревожности. Фрейд различал три вида тревожности:

1) тревожность, вызванная реальностью;
2) тревожность, обусловленная давлением со стороны Оно (Id);
3) тревожность, обусловленная влиянием (давлением) со стороны Сверх-Я (Super-Ego).

Соответственно, задание психоанализа виделось в том, чтобы освободить Ego от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжения, которое ощущает Ego под давлением различных сил, личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов».

2.3. Природа и функции психологической защиты

Исходя из разработанной З. Фрейдом структуры личности (Id, Ego, Super-Ego) психологическая защита рассматривается как основная функция Ego в интеграции и адаптации личности. В условиях требований реальности, когда удовлетворение потребностей Id невозможно, Ego использует специальные механизмы задержки и контроля влечений (вытеснение, замещение и т.п.).
Угроза целостности личности может исходить также из инстанции Super-Ego, которая представляет собой систему усвоенных (принятых личностью как собственные стандарты) социальных норм и запретов. Super-Ego не позволяет удовлетворять инстинктивные желания и влечения, которые исходят от инстанции Id, и включает в действие механизмы психологической защиты с целью снятия конфликта и напряжения.
Все способы защиты направлены на то, чтобы помочь Ego в его борьбе с инстинктивной жизнью. Одной только борьбы конфликтующих импульсов уже достаточно для того, чтобы включить защитные механизмы.

Механизмы психологической защиты должны обеспечивать безопасность Ego и защищать его от переживания неудовлетворенности. Однако Ego защищено не только от неудовольствия, которое
исходит из Id, но и от угроз внешнего мира и собственной инстанции Super-Ego. Опасность, которая угрожает Ego (потеря целостности), существует со стороны как инстинктивных влечений, так и внешнего мира.

Защитные механизмы — это психические образования, которые включаются в действие в
экстремальных ситуациях и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта» (З. Фрейд,
1923).

Например, человек вытесняет некоторые свои социально нежелательные влечения или мысли в подсознание, не осознает их. Другой пример: потерпев неудачу, субъект оправдывается (защищается), ссылаясь на обстоятельства, недоброжелательность людей и т.п.
В соответствии с теорией Анны Фрейд, Ego и механизмы психологической защиты развиваются.
Процесс развития Ego состоит в формировании все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов; таким образом снижается уровень тревожности, исчезает субъективное чувство дискомфорта, которое мешает процессу адаптации. Более совершенным механизмам психологической защиты отвечает большая зрелость личности и более эффективная ее адаптация.
Механизмы психологической защиты формируются в детстве; их индивидуальный набор зависит от отношений ребенка с родителями, а именно от образцов, моделей защитного реагирования взрослых (А. Фрейд, 1993).

Таким образом, А. Фрейд вносит существенные коррективы в существующую концепцию:

1) механизмы психологической защиты рассматриваются как результат (продукты) развития;
2) набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности
личности.
Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов (индивидуальным набором защитных механизмов), которые помогают разрешать внешние и внутренние конфликты. Каждый человек учится по-своему преодолевать трудности и препятствия, решать внутриличностные проблемы и конфликты. Способы защиты, которые помогли один раз, могут опять и опять использоваться в аналогичных ситуациях, все сильнее фиксируются в личности. Некоторые люди продолжают защищать себя даже в таких обстоятельствах, когда это совсем нецелесообразно, когда обстоятельства не требуют этого.

2.4. Ориентация защитных процессов и виды тревоги


2.4.1 Тревога Super-Ego в неврозах взрослых

Согласно теории З. Фрейда, некоторые инстинктивные желания стремятся проникнуть в сознание и
достичь удовольствия, но Super-Ego (внутренний контроль и цензор) «протестует». Ego пытается
согласовать, помирить между собой инстинкты и социальные требования, но вынуждено подчиняться высшему образованию (Super-Ego) и послушно борется против инстинктивногоимпульса.
Само Ego не оценивает импульс, с которым оно борется, как опасный. Инстинкт воспринимается
как вражеский потому, что Super-Ego запрещает его удовольствие. Ego взрослого невротика боится
инстинкта потому, что оно боится Super-Ego. Его защита вызвана тревогой и влиянием Сверх-Я,
которое выдвигает идеальный стандарт, согласно ему сексуальность и агрессия запрещаются (А.
Фрейд, 1993).
Уменьшение силы Сверх-Я (внутреннего цензора, совести), снижение его требовательности должны
облегчить состояние Я и ослабить невротический конфликт. Представление о Сверх-Я как об источнике невротического зла, по мнению А. Фрейд, можно применять для профилактики неврозов.
Если невроз возникает вследствие требовательности Сверх-Я, то родители и воспитатели должны
избегать всего того, что способно привести к формированию слишком требовательного Сверх-Я.
Необходимо, как писала А. Фрейд, чтобы их воспитательные методы, которые потом усваиваются
детским Сверх-Я, были мягкими; родительский пример, который Сверх-Я ребенка усваивает, должен выражать реальные человеческие слабости взрослых и их терпимость к инстинктам.

2.4.2. Объективная тревога в детском неврозе (страх перед внешним миром)

Страх перед Сверх-Я вовсе не является необходимым фактором в формировании невроза. Взрослые невротики стремятся приглушить или трансформировать свои сексуальные или агрессивные желания во избежание конфликта с Сверх-Я. А детское Ego боится инстинктов потому, что боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром.
Ego маленького ребенка, как и Ego взрослого, борется с инстинктами не добровольно, его защита побуждается не собственным чувством. Ego видит в инстинктах угрозу потому, что воспитатели ребенка запретили удовлетворение некоторых потребностей и инстинктов (А. Фрейд, 1993).

2.4.3. Инстинктивная тревога (страх перед силой инстинктов)

Влияние этой тревоги обусловлено силой инстинктов. Внезапное вторжение инстинктивной
энергии угрожает нарушению баланса психической организации (что в норме происходит при физиологических изменениях, в подростковом возрасте, а также вследствие патологических причин). В этих случаях защитные механизмы приводятся в действие против инстинктов со всеми уже знакомыми нам результатами (формирование неврозов и невротических характеристик).

2.4.4. Тревога вследствие наличия противоположных тенденций и импульсов

Взрослое Я нуждается в том, чтобы все его импульсы находились в некоторой гармонии, отсутствие
которой вызывает ряд конфликтов. Это конфликты между противоположными тенденциями,
такими, как гомосексуальность и гетеросексуальность, пассивность и активность и т.п. Какой из двух противоположных импульсов будет отвергнут, а который принят или какой компромисс будет достигнут между ними, определяется тем количеством энергии, которое несет каждый из них (А. Фрейд, 1993).

2.5. Психологическая защита и нарушение адаптации личности

Психологическая защита, несмотря на ее роль в снятии напряжения, нарушает адаптацию личности, поскольку отдаляет субъекта от реальности, не позволяет ему осознать собственные проблемы и конфликты. Целесообразность психологической защиты объясняется ем, что она в какой-то степени снимает напряжение, тревогу, может временно разрешить нутренний конфликт.
Но, убегая от реальности, защищаясь тогда, когда необходимо осознать собственные конфликты и невротические особенности (например, страхи и фобии), человек упускает возможности развития и более адекватного приспособления к реальности.

Т. Яценко выделяет следующие негативные моменты в функционировании психологической защиты:

Отход от реальности как следствие вмешательства механизмов психологической защиты, что приводит к трудностям (или нарушениям) адаптации личности (например, если человек вытесняет, не осознает собственные потребности, страхи или внутриличностные конфликты, то его возможности в адекватной оценке реальности и приспособления к ней уменьшаются);

Сосредоточение (центрация) на собственном «Я» и одновременная тенденция умалить значимость «Я» другого человека вызывают негативную реакцию со стороны окружающих и деструктивно тображается на процессе общения с ними;

Сужение, извращение и блокировка обратной связи, которая не подкрепляет желания собственного «Я», создают эффект закрытости для нового опыта, что, конечно, тормозит азвитие и реализацию личностного потенциала. Например, когда человеку делают замечание (т.е. предъявляют обратную связь), вместо адекватной реакции и коррекции своего поведения он часто склонен защищаться, оправдывая себя и обвиняя других людей.

Такой механизм психологической защиты называется рационализацией.

При наличии психологической защиты у субъекта развивается высокая чувствительность к информации, касающейся достоинств его собственного «Я» (ведь человек стремится подтверждать свое Я, поддерживать свою самооценку), тогда как информацию о своих едостатках он, как правило, не воспринимает, игнорирует (Т. Яценко, 1993).
Неадекватное восприятие обратной связи (вследствие функционирования несовершенных еханизмов психологической защиты) усложняет, а иногда делает невозможным понимание сихологических особенностей другого человека и нарушает контакт с ним;

Неосознанность психологической защиты снижает возможности самоконтроля и коррекции своих действий, тормозит сознательное, волевое изменение отрицательных черт, что мешает развитию личности.
Использование несовершенных или неадекватных механизмов психологической защиты снижает озможности социальной адаптации личности, поскольку отдаляет ее от реальности, арушает ее контакт с другими людьми, создавая психологические барьеры в общении.

Используя механизмы психологической защиты и стремясь при этом к удовлетворению собственных желаний, человек очень слабо и извращенно понимает другого человека (партнера по общению). Следует упомянуть еще один негативный момент, связанный с ункционированием психологической защиты, — приписывание вины за неудачу внешним бстоятельствам или партнеру по общению. Таким образом, существует опасность евосприятия таких сторон своего поведения, изменение которых могло бы привести к более спешному взаимодействию с людьми.
Многие отрицательные черты характера являются следствием защитной установки личности. Они могут быть изменены только при условии целостного включения в такое общение, которое гарантирует возможность исследовать свою личность. А такие возможности предоставляет групповая и индивидуальная психотерапия, социально—психологический тренинг, сихологическое консультирование.


3. Механизмы психологической защиты личности


• Вытеснение
• Реактивные образования
• Рационализация
• Сублимация
• Идентификация
• Проекция
• Интроекция
• Замещение
• Фантазия (воображение)
• Деперсонализация

3.1. Вытеснение

Вытеснение — универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

1) вытесненное все-таки прорывается в сознание;
2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

3.1.1. Почему социально нежелательные влечения, желания, мысли вытесняются из сознания?

Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивидуума и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются. «Несовместимость соответствующего представления с «Я» больного была мотивом вытеснения: этические и другие требования индивидуума были силами, которые вытесняют. Принятие несовместимого желания (или то же самое, продолжение конфликта), вызвало бы значительное неудовольствие» (З Фрейд, 1989). Это неудовольствие устранялось вытеснением.

3.1.2. Какое влияние на психику оказывают вытесненные стремления и желания?

На первый взгляд кажется, что, устраняя из сознания нежелательные идеи, мы избавляемся от неудовольствия. Но, как писал З. Фрейд, «...в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать: оно может активизироваться и вызвать дискомфорт и нарушения в психике».
Вытеснение характеризует инфантильность, незрелость личности; чаще всего оно наблюдается у детей и истерических невротиков. Если вытесненное в процессе психоанализа попадает в сознание (что предусматривает преодоление значительного сопротивления), то под руководством психолога психический конфликт получит лучший выход, нежели с помощью защитного механизма. Осознав вытесненный элемент, человек обретает возможность сознательно овладеть несовместимыми желаниями.


3.1.3. Что мешает осознать вытесненные желания и мысли?

По мнению З. Фрейда, на невротика в процессе лечения действуют две силы, направленные друг
против друга: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, а с другой — сопротивление, которое мешает вытесненному и его производным вернуться в сознание. Такое стремление не допустить в сознание вытесненные неосознанные желания и мысли во время психоаналитических сеансов проявляется в сопротивлении психоаналитику (критика в адрес врача, отказ сообщать нужные сведения и т.п.). «Если сопротивление равно нулю или очень незначительно, то забытое без перекручивания и извращения попадает в сознание. Когда же сопротивление велико, то вытесненное изменяется тем сильнее, чем сильнее сопротивление (которое направлено против осознания вытесненного)» (З. Фрейд, 1989).

3.2. Реактивные образования

Ego (Я) может принимать меры безопасности против осознания социально нежелательных
импульсов и желаний с помощью формирования противоположных реакций (реактивных
образований). Реактивные образования — это замена Ego нежелательных тенденций на прямо противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом превращения социально нежелательного чувства — ненависти к родителю. Ребенок, который был агрессивным к родителю, развивает по отношению к нему исключительную нежность и беспокоится о его безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других. «Создавая навязчивые ритуалы и принимая предохранительные меры, ребенок защищается от любой вспышки своих агрессивных импульсов» (А. Фрейд, 1993).

Мальчик, которому очень нравится девочка, вдруг ощущает и проявляет ненависть и агрессию
к ней. Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых
чувств (например, мальчик боится проявлять свою симпатию к девочке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия
превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т.п.

3.3. Рационализация

Когда я проиграл сопернику в шахматы, я объясняю (рационализирую) это тем, что соперник уж слишком сильный. Когда девушка бросает парня, он может изменить свое отношение к ней, рационализируя, что она не так уж и хороша («А характер какой ужасный!..»), и это помогает ему пережить трудную ситуацию. Если я обидел своего знакомого, я защищаюсь, оправдывая свои действия тем, что он сам заслужил такое обращение («Ведь он, негодяй, сколько подлости людям сделал»). И мне от такого объяснения (рационализации) становится легче, совесть не мучает, мое «Я» и моя самооценка защищены.
Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа «Я».
Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили название «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «кислый (зеленый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их, т.е. если субъект не может получить желанный предмет (как Лиса не могла получить виноград), то наделяет его отрицательными чертами.

А защита типа «сладкий лимон» — это преувеличение ценности того, что имеешь (по
известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).

Рационализация — это объяснение человеком собственных намерений и стремлений в целях самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы при этом не осознаются, поскольку осознание их (если они являются социально нежелательными) привело бы к потере самоуважения (А. Фрейд, 1993).
Поражает то, что когда бы человека ни спросили, почему он поступил именно так, а не иначе, его мотивы (по мнению человека), как правило, оказываются «хорошими». Вследствие действия этого механизма психологической защиты человек редко признает свои намерения аморальными.
Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том, чтобы объяснить поведение и в то же время защитить образ «Я». Вот почему рационализацию считают псевдорациональным (псевдоразумным) объяснением. Рационализация — это объяснение собственных действий и мотивов таким образом, чтобы они были согласованы с Super-Ego и отвечали желаемому образу «Я».

3.4. Сублимация

Сублимация (от лат. sublimo — поднимаю, подношу) — один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. Иными словами, сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т.п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация — это психологическая защита путем десексуализации импульсов и превращения их в социально желательные формы активности (З. Фрейд, 1929).
По мнению З. Фрейда, сублимация — это механизм психологической защиты, благодаря которому энергия влечений направляется на другие, высшие, уже несексуальные цели. Например, сексуальная энергия может сублимироваться в творчестве (как у художников и поэтов), в шутках, остротах, анекдотах. Именно компоненты сексуального влечения отличаются способностью к сублимации, т.е. замещению сексуальной цели другой, более отдаленной и более ценной в социальном отношении (З. Фрейд, 1989).
З. Фрейд объяснял творчество личности через сублимацию. Переключение энергии либидо на процесс творчества или шутки, что вызывает разрядку напряжения в форме, разрешенной обществом, — одна из важных особенностей сублимации.

3.5. Идентификация

Когда мальчик ощущает себя слабым и беспомощным, он «хочет быть таким, как папа», т.е. идентифицируется, отождествляется с отцом. Когда подросток взволнован, он пытается быть таким же уравновешенным и сильным, как киногерой (идентифицируется с киногероем).

Идентификация (от лат. identicus — тождественный и facio — делаю) — это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом. По мнению Фрейда, с помощью идентификации маленькие дети усваивают модели поведения значимых для них людей, формируют Сверх-Я, принимают мужскую или женскую роль.

Идентификация — это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.
З. Фрейд утверждал, что идентификация — это защита от объекта (который вызывает страх) путем
уподобления ему. Так, мальчик бессознательно наследует сильного и строгого отца и этим стремится заслужить его любовь и уважение. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. Благодаря идентификации достигается также символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. В широком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.

Идентифицироваться можно с любым объектом, человеком, животным, идеей, организацией.

Идентификация приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет
символического «заимствования» энергии у других людей. Идентифицируясь с киногероем,
подросток приобретает смелость; отождествляясь с отцом, малыш стремится быть или ощущает себя таким же сильным и могущественным, «как папа».

3.6. Проекция

Проекция (от лат. projectio — выброс вперед) — это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям.
Проекция — это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.
Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными (т.е. проектирует на них свою
агрессивность), жадный — жадными, коварный — коварными, а лгуну все люди кажутся лгунами.
Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.
Таков, например, механизм детского и религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу (приписывая им собственные мотивы, желания, чувства).

Называют проекцией и своеобразное отождествление художника со своим творением (Флобер
писал: «Эмма — это я»). Писатель переносит на героев своих произведений собственные
потребности, чувства, черты характера.
Индивидуум может проектировать на других не только нежелательные или негативные аспекты своего реального «Я», но и подавлять в себе и проектировать на других свои позитивные особенности.

Психологи выделяют такие виды проекции:

Атрибутивная проекция — приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

Артистическая проекция — детерминированность восприятия потребностями человека.
Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или
предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может
воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный — как нож, а сексуально
озабоченный — как символ мужской сексуальности.

Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например,
когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного
процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а
недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты
неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и
в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди
склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или
другим людям.

Комплементарная проекция — проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту
присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен
воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая
приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А
человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей
как слабых, как «пешек».

3.7. Интроекция

Механизмом психологической защиты, противоположным проекции, является интроекция.

Интроекция — это включение в собственную психологическую структуру «Я» внешних ценностей и стандартов, для того чтобы они перестали действовать как внешняя угроза.

Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, человек берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.
Интроекция — это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток изменить их и сделать своими собственными.
Интроекты — это отдельные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа и переструктурирования (Ф. Перлз, 1996).
По мнению З. Фрейда, интроекты — это нормальные образования (например, образцы поведения, с помощью которых формируется личность ребенка). Иными словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психического развития личности. Ведь усваивая определенные модели (образцы) поведения, ценности и установки, человек развивается как личность.
Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается индивидуумом без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку он усвоил (интроектировал) такое отношение к себе родителей.

Ф. Перлз рассматривал интроекты как нежелательные, даже вредные образования, а саму
интроекцию — как процесс механического присвоения внешних ценностей и стандартов,
характерный для незрелой личности. Он указывал, что более совершенным механизмом, присущим
развитой, зрелой личности, является не интроекция, а ассимиляция — превращение, «переваривание» того внешнего материала (норм поведения, социальных установок, знаний и т.п.), который предлагает и навязывает личности социальное окружение (Ф. Перлз, 1996).

3.8. Замещение

Замещение — это реализация неудовлетворенных желаний и стремлений с помощью другого
объекта. Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Например, если человек, которого вы любите и с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.
В случае замещения имеет место частичная разрядка энергии, напряжения, которое создается одной потребностью и связано с определенным переносом энергии на другой объект. Но это не всегда приводит к достижению желаемой цели, поскольку существует угроза восстановления напряженности.
Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий объект (с которым сначала связывалось удовлетворение потребности). Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

3.9. Фантазия (воображение)

Фантазия (мечта) является очень распространенной реакцией на разочарования и неудачи.
Например, недостаточно физически развитый мальчик может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник, воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, облегчает свои переживания.
Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Исследуя роль фантазии, психологи решили проверить гипотезу: на самом ли деле с помощью
фантазии ослабляются агрессивные импульсы. Испытуемых разделили на три группы. Людей из
первой группы преднамеренно обижали и сразу же после этого предлагали придумать рассказ
по картинкам, что давало возможность выхода их чувствам. У испытуемых второй группы такой
возможности не было, и сразу после оскорблений их занимали другими делами. В третьей группе людей не обижали, а только предложили придумать рассказ по картинкам. Результаты экспериментов подтвердили гипотезу. Обиженные испытуемые в своей фантазии обнаружили большую агрессивность. А те, кто после эксперимента получил возможность придумывать рассказ, позже выявляли меньшую агрессивность и враждебность, чем те, которых отвлекли другой работой.

Данные исследования показали, что, вероятно, между людьми существовало бы значительно больше конфликтов, если бы воображение, фантазия не приносили временного облегчения.

3.10. Деперсонализация

Деперсонализация (от лат. de — отрицание, person — лицо) — это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от восприятия их на эмоциональном уровне (Т. Шибутани, 1969).

При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они — пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания под влиянием их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрыть свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.
Деперсонализация приводит также к насилию и жестокости. Например, убеждая себя в том, что евреи — не люди, воспринимая их только как носителей определенной социальной роли, нацисты были способными хладнокровно убивать миллионы евреев.

Часть материала взята из Elitarium.Ru


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.02 сек.