https://www.psixo.ru/-> Психотерапия и психология
 
Психотерапия и психология

 

Психотехники Свободного Дыхания (Free Breathing)

Дата публикации: 11.10.2009, 05:56:32

"Самое прекрасное из всех доступных
нам переживаний - переживание
непостижимого... Тот, кому незнакомо
это чувство, кого ничто более не удивляет
и не приводит в трепет, все равно что мертвец.

Альберт Эйнштейн

Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания ИСС). В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции.

Сходство методов заключается в:
• использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания
• самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Прежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:
• без паузы между вдохом и выдохом;
• с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.

Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:
1. Стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. Раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
3. Болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
4. Психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте.
Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает).
Второй тип – глубокое и частое дыхание.
Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания).
Четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление.
Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.

Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Голотропное дыхание (holotropic breathwork)

Голотропное (холотропное) дыхание (от греч. holes - целый, tropein - ведущий) переводится как "дыхание, ведущее к целостности". Это один из самых эффективных и мощных методов психотерапии, самопознания и личностного роста. Данный метод использует возможности необычных "измененных состояний сознания", объединяя эти знания с достижениями современной психологии и психотерапии. Иными словами, голотропное дыхание состоит в использовании произвольной гипервентиляции легких в психологических целях.

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали эту методику, названную голотропное дыхание (Holotropic Breathwork).
В основе голотропной терапии лежит идея целостности. Целостности ощущения себя, своего тела, чувств, мыслей, духовных переживаний и ценностей. Целостности, которая позволяет ощущать гармонию внутри себя и в отношениях с окружающим миром.
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности.

Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.

Имея 30-и летний опыт работы с измененными состояниями сознания и более 20 лет работы с дыханием в различных группах людей (как пациентов клиники, так и "волонтеров"), Гроф создал потрясающе эффективную практическую модель.
Вызывая у себя необычные состояния сознания с помощью эффективной и безопасной техники, основными элементами которой являются более глубокое и более быстрое связное дыхание, специально подобранная музыка и спонтанное погружение в поток всплывающего опыта, участники могут открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации, и освободиться от них.

Голотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и не западных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

Голотропное дыхание - естественный метод достижения необычных состояний сознания, предназначенный для тех, кто желает следовать путем внутреннего самоисследования и духовного роста. Эта техника, интегрирующая древние духовные практики и современные исследования сознания. Она дает возможность на время заглянуть в себя глубже, чем мы привыкли, исследовать свой внутренний мир, свои чувства, соприкоснуться с забытым опытом и найти ресурсы, чтобы пройти через сложности и найти новые жизненные пути.
Достоинство этого метода - простота. Не нужно никаких медицинских приборов, лекарств, одно только желание да хороший инструктор. Во-вторых, полное отсутствие побочных эффектов. И главное, достижение фантастических результатов. Были случаи, когда буквально за два сеанса у больных проходили язвы, отступали остеохондрозы.

До семидесяти процентов болезней человека связаны с его психикой, развиваются в результате неправильной психической деятельности. Например, все мы переживаем психические травмы во время рождения. Появление ребенка на свет из комфортной материнской утробы, где ему было тепло, уютно и хорошо, всегда связано с более или менее сильным потрясением. Подсознательно это запечатляется. В течение жизни этот первоначальный стресс вносит дисгармонию в жизнь. Поэтому развиваются различные нарушения. И не только чисто физические. У человека может сформироваться невыносимый характер. Переносясь с помощью голотропного дыхания в далекое детство, заново переживая рождение, человек видит, что это не так уж страшно. У него снимается психическая травма - заданность на болезнь. Все это приводит к тому, что человек полностью изменяет свой характер, из сварливого и неуживчивого превращается в доброжелательного. Также у него проходят и болезни.

Но главное - это духовное оздоровление. Вводя себя с помощью голотропного дыхания в состояние транса, индивид может общаться со всем человечеством. У психологов есть такое понятие - коллективное бессознательное. Выйдя на уровень подсознания, человек может получать информацию от всего человеческого общества. Он может перенестись в различные точки пространства, побывать в Индии, в Палестине, в отдаленных точках нашей вселенной, да где угодно.
Голотропная терапия – важная и эффективная альтернатива традиционной глубинной (аналитической) терапии, позволяющая сократить затраты времени и денег на психотерапевтическое лечение, избежать приёма психотропных препаратов или сократить его.

Основная стратегия голотропного дыхания сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела и использовать могущественный потенциал нашего бессознательного для самооздоровления и раскрытия новых возможностей человека.

Тип дыхания, применяемый в методике Грофа:
• в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
• без паузы между вдохом и выдохом;
• с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

Особое внимание следует удилять дыханию в начале сессии (первые 20 мин.), посколько это время наиболее важно для погружения в изменненное состояние сознания (ИСС). Hа протяжении остальной сессии ГД вам лучше всего прислушиваться к своим субьективным ощущениям и в соответствии с ними менять частоту и интенсивность дыхания. Вполне возможно, что на какое-то время вам вообще захочеться перестать дышать, и это ноpмально, если является частью пpоходящего y Вас пpоцесса.


Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, голотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.

Горностай П. и Титаренко Т. отмечают: «Терапевтический смысл достижения измененного состояния сознания состоит в переживании специфического комплекса явлений:
1) биографического материала,
2) перинатальных матриц и
3) так называемого трансперсонального сознания, отражающего не только и не столько биографические причины проблем пациента, сколько особую трансцендентальную связь человека с окружающим миром, временем и пространством.

Переживание такой космической взаимосвязи способствует раскрытию подлинной человеческой сущности и приводит к достижению полной внутренней интеграции..
В концептуальной схеме основных эффектов голотропной терапии описываются такие явления, как изменение размерности сознания, существование сенсорных барьеров, ограничивающих переход к более глубоким уровням бессознательного, слоеное строение подсознания, перинатальные матрицы и их динамика, трансперсональные явления психики. Голотропная терапия, по мнению С. Грофа, в определенной мере подтверждает предположения Юнга К.-Г. о коллективном бессознательном, интегрирует в себе подходы динамической психиатрии и, в частности, элементы ортодоксального психоанализа, некоторые эзотерические учения (йога, древняя китайская философия, буддизм и др.).

Музыка в ГД:

Музыка может быть разная, основное условие, что-бы в ней не было слов ни родного ни какого-либо другого языка. Hеобходимо, чтобы подобранная музыка при прослушивании вызывала сильные эмоции. Однако не рекомендуется использовать музыку, которую часто слушали.

Пример музыкальной структуры для сессии ГД:
1. Лёгкая, побуждающая, помогающая дыханию музыка.
2. Стимулирующая дыхание музыка.
3. Барабаны или этническая ритмичная музыка.
4. Драматическая музыка.
5. Сердечная музыка (вызывающая ощущения открытости, теплоты, полёта).
6. Созерцательная музыка (спокойная, но еще достаточно интенсивная).

Перед началом сессии желательно некоторое время посвятить раслаблению. Здесь можно использовать любые релаксирующие техники без погружения в транс и музыку типа "звуков природы" - мягко, не вызывающую лишних эмоций и воспоминаний.

Работа с телом:

Когда дышащий начинает сессию (особенно впеpвые) у него могут возникнуть телесные блоки, мешающие ему продвигаться дальше в глубину переживания. Они выражаются в том, что у него как-бы сводит мышцы (чаще рук или ног). Такие блоки дышащий должен прорабатывать сам через напряжение мышц. Ситтер может помочь создать это напряжение, но ни в коем случае не пытаться проделать эту работу за дышащего. Hапример если сводит руку, то ситтер берет дышащего за нее и дышащий тянет руку ситтера на себя, причем задача дышащего собрать все свои физические силы и даже немного больше, чтобы справиться с этим сопротивлением.
Зажимы возникают спонтанно в течении сеанса и проявляются в виде боли в том или ином участке тела. Для проработки зажима дышащий может попросить ситера надавить на беспокоящий участок. Может быть больно, однако для успешной проработки необходимо пройти через эту боль. Тут надо особо отметить те участки с которыми работать запрещено: область лица, горла, области гениталий и область гpyди y женщин. Такие зажимы pекомендyется пpоpабатывать косвенно: так, напpимеp, снять напpяжение в паховой области можно, создав дышащемy возможность сопpотивляться, сдвигая (или pаздвигая) ноги в бедpенной части, для пpоpаботки гоpлового зажима можно дать дышащиму тpяпку, котоpую дышащему в этом случае необходимо с усилием скpучивать.

Картография психики человека предполагает создание нового ее образа. В дополнение к традиционному представлению психоанализа о бессознательной части психики и заключенных, там биографических воспоминаниях высказывается гипотеза о существовании еще более глубоких областей бессознательного. В частности, выделяется перинатальная область психики, в которой сосредоточены переживания и образы смерти и рождения, и трансперсональная сфера, соотнесенная с широким спектром переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные, оккультные и мистические.

Перинатальная область бессознательного располагается за областью индивидуального бессознательного. В индивидуальном бессознательном конденсируются индивидуальные психологические травмы, незавершенные гештальты, здесь располагается биография человека. Характер процессов, протекающих на этом сравнительно неглубоком уровне бессознательной сферы, схож с теми явлениями, которые описывает Фрейд З., однако в результате практической работы выявлены отличия. В частности, биографический материал может быть не только воспроизведен в памяти и реконструирован, но и пережит заново.

Во время сеансов голотропной терапии, при перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это воспринимается как процесс умирания. Боль может быть нестерпимой настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим границы индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего человечества и даже всего живого. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожных покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков, дрожь и судороги и пр. Это состояние рассматривается как столкновение со смертью.

В дальнейшем происходит изменение состояния, и переживания уже характеризуют процесс рождения. Этот этап перинатальных переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и возрождение. Он является очень важным, поскольку родовая травма даже в большей степени, чем события в биографии, ответственна за формирование проблем, и ее проработка в контексте голотропного дыхания создает предпосылки для более полноценного излечения, чем аналитическая проработка постнатальных конфликтов.

В строении психики выделяется еще один уровень - трансперсональная сфера, или трансбиографическая область. Она размещается глубже перинатальной и является частью психики, в которой проявляются эффекты коллективного бессознательного. Чаще всего трансперсональный опыт предваряется встречей с рождением и смертью, однако возможны случаи, когда трансперсональные элементы и сюжеты становятся доступными непосредственно. Общим знаменателем этой группы многообразных и разветвленных переживаний является ощущение выхода сознания за привычные границы Эго, времени и пространства; все переживания подразделяются на три большие категории. К первой относятся элементы, которые связаны с выходом за пределы линейного времени и интерпретируются участниками сеансов как историческая регрессия и разведка биологического, культурного и духовного прошлого или же как историческая прогрессия, заглядывание в будущее. Ко второй категории относятся переживания, которые характеризуются выходом за обычные пределы пространства. Элементы третьей категории характеризуются опытом, касающимся таких областей, которые в западной культуре не считаются объективной реальностью.

Встречаются сообщения о перерождениях, в результате которых люди идентифицируют себя с животными, растениями и даже явлениями неживой природы. К этой категории относятся случаи видения абстрактных архетипических паттернов, интуитивное понимание универсальных символов, таких как крест, анкх, инь-ян, свастика, пентограмма, шестиконечная звезда. Иногда оказывается возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос, слияние с любым человеком и принятие образа другой личности, идентификация с сознанием специфической группы людей вплоть до объединения всего человечества в себе.

У Грофа есть теория о том, что самым наиважнейшим мгновением для человека является рождение. Как выбрался из матери – так тебе всю жизнь и жить. Тем, кто родился через кесарево сечение, по жизни все дается легко, но им все это быстро надоедает. Они такие бабочки, с цветочка на цветочек порхают. Потому что вышли на свет они без усилий. У тех, кто рождался в муках, долго пробивался наружу – вся жизнь борьба. Ну, и так далее. В общем, только метод голотропного дыхания помогает человеку пережить родовую травму (а выход из чрева – это трагедия, потому как внутри тепло и хорошо, а снаружи мрак и ужас: мамаша, врачи и вообще грудь с пеленками).
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Процесс проведения сессии голотропного дыхания.
• Последний легкий прием пищи за 3 часа до начала сессии.
• Одежда должна быть удобной, свободной, без стягивающих тело частей.
• В день сессии не пользоваться парфюмерией и косметикой.
• За 2 дня до сессии не принимать психотропные препараты и алкоголь.
• В дни, когда походят сессии, не садится за руль автомобиля, не работать на высоте и с движущимися механизмами.

Дыхательные сессии проводятся в затененном просторном помещении, в положении лежа. Глаза лучше прикрыть. Внимание сосредоточить на своих ощущениях(эмоциональных и психосоматических процессах) и на дыхании. В течение сессии не разговаривать.
Во время дыхательной сессии, по мере того как эмоциональные и физические напряжения усиливаются, нарастают и затем разрешаются, человек может испытывать различные сильные переживания. Можно заново пережить биографически значимые эпизоды младенчества, детства и последующей жизни; столкнуться с различными аспектами воспоминаний, связанных с биологическим рождением; испытать глубокое переживание встречи со смертью или захватывающее чувство любви и едининения со всеми людьми, природой, Космосом и Высшей Силой; столкнуться с различного рода трансперсональными явлениями (выход за пределы тела, пространства и времени).

Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.

Предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота – оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

Увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.

В голотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.

Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В голотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.
Последняя составляющая голотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде голотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.

В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.

После окончания дыхательной сессии не стоит сразу браться за повседневные дела. Очень важно (и это надо предусмотреть заранее), чтобы после сессии у вас было достаточно времени, чтобы спокойно переварить то, что вы пережили.

Когда сессия закончилась, полежите немного, а затем можете попробовать нарисовать мандалу. Мандала представляет собой обычный рисунок карандашами, пастелью, красками или просто ручкой. Отличие мандалы от обычного рисунка в том, что на чистом листе сначала рисуется максимальный по размерам ровный круг, а после уже в этом круге рисуется рисунок. Вы можете нарисовать столько мандал, сколько вам покажется нужным. Hа мандале совсем не обязательно изображать что-то конкретное, рисуйте так, как рисуется, а не так, как считаете нужным нарисовать. И совершенно не важно умеете вы рисовать или нет, здесь важно не художественное образование, а возможность самовыражения. Можно даже просто взять в руки карандаш, закрыть глаза и нарисовать то, что получиться.

Закончив рисование полезно обсудить полученный опыт с ситтером. И здесь важно, чтобы ситтер не пытался анализировать переживания дышащего, а просто выслушал его с пониманием.

Еще несколько слов:
Путешествие в голотропный мир очень серьезное и насыщенное эмоциями событие, по этому к нему необходимо подготовиться с особой тщательностью.
Во время дыхания не пугайтесь ни чему и что бы не происходило с дышащим ситтер ни в коем случае не должен предаваться панике. Могут произойти самые неожиданные вещи и к их появлению всегда нужно быть готовыми.

Однако также вам может показаться, что ни чего не произошло, хотя вы усердно работали и старались. Такое происходит в нескольких случаях:
• Когда вы не прошли первичные телесные зажимы и соответственно психологическая работа остановилась на телесном уровне, в этом случае необходимо пробовать еще и еще (не в один день конечно) и быть внимательным к своим ошибкам, чтобы не быть в результате исправно работающим пылесосом;
• Когда вы ожидали нечто такое... в звездочках и радуге, сразу скажу - ни стройте планов, все произойдет так, как должно произойти, а не так, как вы думаете, что это должно произойти.
• Когда работа шла на более глубоком уровне, чем вы можете осознать. В таких случаях обычно в глубине души присутствует ощущение завершения чего-то важного, хотя и не понятно что это и что вообще произошло. Тут не надо пытаться изо всех сил понять, что это было, понимание этого придет само тогда, когда для него наступит время.

С точки зрения аутодидактики, важно, что голотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Голотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.
Занятия с начинающими – индивидуальные, требуется обычно 12-16 занятий. Впрочем, тут всё зависит от многих параметров. Бывают случаи, когда человеку требуется гораздо большее количество сеансов. Обычно это происходит, если занимающийся, в силу своих индивидуальных особенностей, не может выдержать интенсивной практики. Тогда приходится переходить на более мягкий режим. Длительность самого дыхания от сорока пяти минут до часа. Хотя большинство начинающих дышат меньше. Перед началом сеанса желательна небольшая медитация, для перехода в более спокойное состояние. После сеанса желательно получасовое расслабление. Частота дыхательных сессий желательна не реже 1 раза в неделю. Это дает возможность не терять наработанный уровень и продвигаться вперед. Более частые занятия – более эффективны. Чем больше человек занимается, тем больших результатов он достигает.

Специалист, проводящий сеансы голотропного дыхания, должен иметь специализированный диплом (по психологии или медицине, соответствующую специализацию), потому что этот метод может оказать слишком энергичное физическое действие. Всякие там «я двадцать лет этим занимаюсь» лучше в расчет не принимать. Нет диплома – нет и шоколадки.
Голотропную дыхательную работу можно проводить как индивидуально, так и в группах, где участники меняются ролями голонавтов и ситтеров.

Голотропное дыхание эффективно:
• при работе со стрессами,
• невротическими состояниями,
• пагубными привычками и зависимостями,
• психосоматическими и эмоциональными расстройствами,
• для реабилитации и психопрофилактики,
• для поиска нестандартных решений и творческих прорывов,
• для личностного роста.

Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

Противопоказания для голотропного дыхания:
• Ишемическая болезнь сердца,
• Перенесенные кардиохирургические вмешательства,
• Злокачественная гипертония,
• Высокое артериальное давление,
• Обострения инфекционных заболеваний,
• Глаукома, отслоение сетчатки глаза,
• Психические заболевания,
• Эпилепсия,
• Свежие послеоперационные рубцы,
• Беременность,
• Любые заболевания в стадии обострения.

Заключение

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.

2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.

3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.
Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?

Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.01 сек.