https://www.psixo.ru/-> НЛП
 
НЛП

 

Принципы правильной формулировки результата

Дата публикации: 12.11.2011, 01:02:42

За каждым поступком - благие побуждения.

SMART (ТСДРС): - не полная модель.
Точность – Соизмеримость – Достижимость – Реалистичность – Своевременность.

Шесть основных принципов при выборе цели (сознательные):

1. Формулируйте свою цель в утвердительных терминах (- думать о том, чего хочется, а не о том, чего не хочется; - сосредоточьтесь прежде на самой цели, а не на средствах ее достижения.).

Вопросы, помогающие выразить цели в утвердительной форме:
• Чего я хочу?
• Что я хочу изменить прямо сейчас?
• Какого результата я хочу добиться?
• Чего я хочу достичь?
• Что я хотел бы изменить?
• Что я хотел бы делать иначе?
• Представляю ли я себе результат?
• Какой именно результат я себе представляю?
• Что бы мне хотелось сделать?
• Стало быть: я хочу...

2. Соотносите свою цель с контекстом (спросите себя: когда, где и с кем вы хотите добиться намеченного результата).

Вопросы для оценки цели
• К чему меня приведут эти перемены?
• В каких обстоятельствах я воспользуюсь полученным результатом?
• Когда бы лучше этому произойти? Где бы лучше этому случиться?
• Хочу ли я этого в любых взаимоотношениях? В любых ли обстоятельствах? Рядом с кем мне хотелось бы находиться?
• В каких обстоятельствах намеченный результат не принесет мне пользы?
• Есть ли иные обстоятельства, в которых намеченный результат тоже окажется полезным? Хочу ли я, чтобы он проявлялся всегда, во всех сферах моей жизни?
• Как долго мне хотелось бы пользоваться полученным результатом?
• Когда у меня может возникнуть желание воспользоваться этим результатом? В каких обстоятельствах это станет неуместным?
• В каких обстоятельствах достижение этого результата принесет мне пользу?

3. Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях (Что именно вы увидите,
услышите и почувствуете, когда добьетесь намеченного результата?).

Вопросы для оценки цели:
• Что я увижу, услышу и почувствую, когда достигну своей цели?
• Как я узнаю, что уже достиг цели? Что даст мне знать об этом?


4. Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами (Определить
нужный результат и двигаться к нему нужно самостоятельно, не позволяя себе
сваливать вину за собственные неудачи на других или на обстоятельства).

Вам нужно прежде всего добиться контроля над осуществлением ваших собственных интересов, даже если вы исходите из заботы о других. Не обязательно пытаться самостоятельно осуществить желания своих детей, но вы можете поставить перед собой те цели, достижение которых поможет детям достичь их целей. Например, вы можете содействовать их обучению, уделять им больше времени, предоставить средства для начала собственного дела…
Вы можете сделать своими цели других (начальника или партнера), то есть перенимать чужие цели, но результат может быть правильно сформулирован лишь в том случае, если у вас имеются реальные возможности способствовать их достижению.
Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично участвовать в достижении этой цели.
Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном.

Вопросы для оценки цели
• Что я сделаю для достижения этой цели?
• Удавалось ли мне прежде самостоятельно добиваться чего-либо подобного?
• Имеется ли и в чем проявляется сходство между этим случаем и событиями прошлого?
• Может ли что-то помешать мне достичь этой цели? Смогу ли я сам осуществить все необходимые изменения?
• Что означает для меня этот результат?
• Что принесут мне эти перемены?
• Что изменится после того, как они произойдут?
• Как мне достичь своей цели?
• Как именно я это сделаю?
• Какие возможности я должен предусмотреть, чтобы достичь этой цели?
• Нужна ли мне чужая помощь?
• Зависит ли достижение результата только от меня или от кого-то еще?
• Что я смогу делать, добившись результата? Каким станет мое личное влияние на результат? Чего я могу достичь, добившись этого результата? В какой степени я управляю достижением результата? Что я могу сделать прямо сейчас?



5. Трезво оценивайте последствия достижения своей цели (Что случится, когда вы
достигнете своей цели? Не потеряете ли вы нечто такое, что имеете сейчас и хотите
сохранить? Вы должны обдумывать свою цель в широком масштабе, включая ее
влияние на другие намеченные цели и тех людей, о которых вы заботитесь).

Вопросы для оценки цели
• Уверен ли я, что действительно этого хочу?
• Чего я добьюсь, как только достигну этого результата?
• Чего я хочу на самом деле?
• Как изменится моя жизнь после достижения этой цели?
• Как этот результат впишется в мою нынешнюю жизнь?
• Что значит для меня этот результат?
• Будет ли этот результат уместен в любых обстоятельствах?
• Какое влияние он окажет на мою жизнь?
• Что случится после того, как достигну своей цели?
• Какие преимущества это мне принесет?
• Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь?
• Что станет невозможным, если я этого достигну?
• Что случится, если я не добьюсь своей цели?
• Что станет невозможным, если я не добьюсь своей цели?
• В каких сферах моей жизни достигнутый результат принесет преимущества, а в каких может обернуться потерей?
• Почему я считаю этот результат важным?


6. Выбирайте такие цели, которые заслуживают их достижения (Выбранная цель должна быть стоящей усилий, ценной именно для вас, пусть даже она не представляет
никакого интереса с точки зрения других людей).
Не просто сравниваете результат с теми преимуществами, которые потеряете при достижении цели, - вы сопоставляете его со своей личностью и долговременными жизненными целями. Соответствует ли он вашему характеру и системе ценностей?

В контексте аналогии с электродрелью -что для вас составляет цель: сверло или отверстие? Вероятно, при той работе, для которой создана электродрель, ваши мысли будут сосредоточены на результате - создании нужных отверстий, - а не на процессе - их сверлении. Этого достаточно для того, чтобы подходящий инструмент сам подвернулся под руку.

Вопросы для оценки цели
• Стоит ли этот результат тех усилий, которые придется потратить на его достижение?
• Какие последствия вызовет достижение этой цели? Как изменится моя жизнь?
• Повлияет ли эта цель на мой характер и мои общие стремления?
• Что я обрету, достигнув ее? Что будет после?
• Приведет ли это к появлению новых целей? Какими они могут быть?
• По какой причине я этого хочу?


Правильная формулировка результата (пример):

Пользуясь принципами правильной формулировки результата, вы сможете превратить неясные цели и желания в отрицательной форме в утвердительные, мотивированные и привлекательные результаты. Например, расплывчатое и отрицательно выраженное желание "Я не хочу переживать неудачи в работе" можно превратить в правильно сформулированный результат, достижение которого вам вполне по силам.

Вот как могла бы выглядеть проверка в этом случае:

1. Утвердительная форма: На работе я хочу чувствовать уверенность в себе и полностью использовать все свои способности.
2. Контекст: Мне особенно хочется добиться этого на рабочем совещании в понедельник, когда придется иметь дело с NN и сотрудниками бухгалтерии.
3. Сенсорная отчетливость: Я буду держаться уверенно. Мой голос будет звучать внушительно, речь будет твердой и веской.
4. Самостоятельность: Я постараюсь как можно лучше исполнить все свои обязанности.
5. Трезвая оценка последствий: Что может принести мне ощущение неудачи? К примеру, готов ли я к новому грузу обязанностей после повышения, к которому могут привести успехи на работе? Не потеряю ли я симпатии коллег, которым тоже не хватает уверенности в себе? Возможно, мой друг согласится пройти вместе со мной дополнительную подготовку в тех областях, где мы оба чувствуем себя недостаточно уверенно?
6. Важность цели: Как эта цель связана с моими общими планами на будущее? Что произойдет, например, после повышения в должности моей супруги, которого мы оба так давно ждем? Быть может, я все-таки предпочел бы оставить эту должность и начать свое дело? В конце концов, неужели работа действительно так важна для меня? Возможно, мне просто нужно уравновесить нагрузку на работе укреплением семейной жизни, каким-нибудь занятием для души или общественными делами?

ЗАДАНИЕ

• Составьте список всех своих целей - для начала без их разделения на четко определенные задачи и те желания, которые вы уже ощущаете, но пока не продумали. Включите в список и по-настоящему крупные цели и мелкие желания, не имеющие большой важности. Можете добавить к нему надежды и мечты. Пройдите по списку, поочередно применяя к каждому пункту все принципы правильно сформулированного результата. Если это возможно, покажите список другу или коллеге, который может иметь о вас более объективное представление (некоторые люди, похоже, знают нас лучше, чем мы сами). Меняйте или отбрасывайте цели, которые не удовлетворяют всем критериям проверки. При выполнении упражнения вам в голову могут прийти и другие цели. Делайте соответствующие пометки и подвергните их такой же проверке. Завершив упражнение, отложите список в сторону, чтобы вернуться к нему через некоторое время (например, завтра). Вы можете обнаружить, что такая работа с результатами вызвала у вас новое ощущение целенаправленности и осмысленности.
• Попробуйте в красках вообразить одну из своих целей, представив, что она уже достигнута. Следите за предвкушением, возникающими ощущениями и переменами в своем поведении. Наблюдайте, как воображение помогает получить представление о том удовольствии, которое вы испытаете, когда достигнете своей цели. Сам процесс достижения цели тоже приносит немалое удовлетворение.


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.01 сек.