https://www.psixo.ru/-> НЛП
 
НЛП

 

Разумные люди приспосабливаются к окружающему миру.

Дата публикации: 2.03.2007, 03:05:54

Разумные люди приспосабливаются к окружающему миру.
Неразумные люди приспосабливают мир к себе.
Вот почему прогресс определяется действиями неразумных людей.
Джордж Бернард Шоу.


Если кто-то ищет здоровье,
спроси его сперва,
готов ли он в дальнейшем расстаться
со всеми привычками своей болезни, -
только тогда ты сможешь ему помочь.
Сократ

НЛП привлекает к себе пристальное внимание во всем мире последние 30 лет. Сейчас знание его необходимо во многих видах деятельности человека. НЛП – модель человеческих коммуникаций и поведения. Это набор моделей, умений и технологий для того, чтобы мыслить и действовать эффективно в этом мире. Цель НЛП - быть полезным, расширять ваши выборы и делать жизнь лучше.
Направление, которое получило название "нейро-лингвистическое программирование", возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления.

НЛП возникло в середине 70-х годов. В самой его сердцевине лежит то, что обычно называют "моделированием" - исследование тех мыслительных и поведенческих процессов, которые позволяют нам делать то, что мы делаем. НЛП строит модели мастерства во всех областях человеческой деятельности: в здоровье, спорте, общении, обучении и учебе, бизнесе и управлении, чтобы сделать эти умения доступными другим людям. Оно создает модели реальных людей, описывает лишь возможные вещи, которые уже были сделаны, а не рисует абстрактные идеалы. Предмет его поисков - мастерство.

В НЛП три основных элемента. Часть "нейро" имеет отношение к неврологии - к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом. "Лингвистическое" относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. "Программирование" указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.
Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы ("программирование"), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

Случалось ли вам сделать что-нибудь настолько изящно и эффектно, что вы даже сами себе удивились? Было ли так, чтобы вы действительно восхищались тем, что сделали, и удивлялись тому, как вы это сделали? НЛП показывает вам, как понять и смоделировать ваш собственный успех с тем, чтобы вы смогли иметь значительно больше таких моментов. Это способ обнаружения и раскрытия вашей индивидуальной гениальности, способ выявления того лучшего, что есть в вас и в других людях.
НЛП - это практическое искусство, позволяющее добиться тех результатов, к которым мы искренне стремимся в этом мире создавая ценности для других людей. Это - исследование того, что создает различие между выдающимся и обычным. Оно так- же оставляет после себя целый веер чрезвычайно эффективных техник в области образования, консультирования, бизнеса, менеджмента, рекламы, спорта , консультирования политических деятелей и разработки психологической стратегии предвыборных компаний, психологии и психотерапии и т.п.

Техники НЛП являются всего лишь результатом моделирования и удобным способом передачи опыта, отмоделированного в той или иной предметной области. Это одно из востребованных направлений краткосрочной психотерапевтической помощи и психологического консультирования.

Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное "правильное" или "истинное" описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. "Точность" или "реальность" карты уступают по значимости ее "полезности". Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек.

В частности, среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие:

1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления "метапознаний" о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.

2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного "воссозданием рабочего процесса".

3. Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.

4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).

5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них.

НЛП дает более четкое осознание самого себя, ответы на жизненно важные вопросы: Кто я? Какова моя цель? Каковы мои ценности? В чем состоит мое собственное предназначение? Чего я хочу достигнуть и что мне мешает? Мое взаимоотношение с окружающими людьми и миром? Ответы на эти вопросы самому себе - это важный шаг к более глубокому пониманию себя и окружающего мира. Это важный шаг к самосовершенству, успешности в профессиональной, семейной, личной жизни.

Огромное влияние на наше поведение оказывают наши убеждения. Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие убеждения, как "Уже слишком поздно", "Ничего не поделаешь, здесь я бессилен", "Я - жертва обстоятельств ", "Раз уж на мою долю выпало, никуда не денешься" - часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной компетенции. Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим - убеждения, сдерживающие движение вперед.

Большинство людей признают, например, что их система убеждений может как прямо, так и косвенно влиять на их здоровье. Чаще всего бывает совсем несложно выявить отрицательные убеждения, ведущие к таким неприятным для общего состояния здоровья последствиям, как развитие вредных привычек, повышенная утомляемость, ослабление иммунной системы организма и стрессовые состояния. Как же в таком случае следует поступать, чтобы вместо отрицательных убеждений обрести убеждения, благотворно влияющие на общее состояние здоровья человека?

Даже те убеждения, что сложились по отношению к нам у других людей, могут возыметь на нас свое действие. Это было продемонстрировано в одном весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была вверена одному учителю как группа "одаренных" детей. Вторая - другому учителю, но уже как группа "отстающих". Год спустя обе подгруппы были вновь аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что большинство детей, произвольно записанных в "одаренные", получили гораздо более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство тех, кого определили в "отстающие", показали значительно более низкий результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников повлияли на обучаемость последних.

Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень наших умственных способностей, состояние здоровья, социальные связи, творческие способности и даже степень личного счастья и жизненного успеха. При этом если убеждения и в самом деле являются столь могучим фактором нашей жизни, каким образом можно научиться управлять ими так, чтобы они не начали управлять нами? Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от наших родителей, учителей, социального окружения и средств массовой информации еще до того, как мы могли осознать оказываемое ими влияние или сделать выбор по своему усмотрению. Возможно ли перестроить, изменить или разучиться верить в свои старые ограничивающие убеждения и взять на вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на новые орбиты, превосходящие наши самые смелые предположения? И если такое возможно, то каким образом мы можем это осуществить?

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет в наше распоряжение весьма действенную и многообещающую модель разума и набор поведенческих инструментов, способных "отомкнуть" некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений. С помощью НЛП убеждения, - а наряду с этим как нейро-лингвистические, так и физические элементы, влияющие на эти убеждения, - могут быть изучены и на них можно оказывать влияние вполне понятным и практически полезным образом.

Овладение методами НЛП позволяет человеку эффективнее использовать ресурсы собственной психики, он учится правильным методам работы с информацией, её восприятием, структурированием и последующим извлечением и использованием. Техники НЛП очень похожи на программы, алгоритмы, следуя которым, вы получите тот результат, который задумывал автор техники. Именно поэтому последняя буква НЛП - программирование. Но клиенты «программируют» себя сами, специалист лишь поможет им в этом и ничего не будет внесено в их психику без их желания.
Вся работа направлена на достижение конкретных результатов, поставленных клиентом.
В названии НЛП больше бы подходило не «программирование», а «моделирование» - изменение модели мира для того, чтобы стать более здоровым, творческим, эффективным, успешным в этом мире. НЛП – это наука и искусство достижения совершенства.

Считается, что около 70-80% поведения является стереотипным, т.е. «правят балом» наши привычки: как мы неосознанно, начиная с детства, привыкли реагировать на определенных людей (их слова, действия, поступки), на ситуации, на себя, на прошлое и будущее. И некоторые из наших привычек могут давать негативные последствия, как для самого человека, так и для его окружения, или могут быть малоэффективными. Вместо этих реакций НЛП помогает быстро выучить что-то другое, более полезное, помогает расширить диапазон стратегий поведения человека. Это дает большую гибкость и успешность человеку в жизни.

«НЛП можно рассматривать как образовательный процесс переобучения мозга новым формам реагирования на внешние и внутренние стимулы, более продуктивным формам поведения путем модификации старых «программ» или замены их на новые. Цель НЛП – распознавание ограничивающих программ, изучение человеческих ресурсов, обеспечение каждому человеку оптимального психологического функционирования, достижения гармонии как с самим собой, так и с окружением, в котором человек живет».

В основном из-за низкой психологической и психотерапевтической грамотности и особого менталитета Россиян, люди не готовы на длительную психотерапевтическую помощь. Они ждут чуда! К психотерапевтам часто относятся, как к волшебникам, которые «махнут рукой» и решат все их проблемы в один прием. Но психотерапевты – не боги, а специалисты, имеющие определенные знания по оказании помощи другим людям. И для этого нужно время. Более быстрая помощь оказывается методами НЛП.

НЛП основывается: на изучении и практике Милтона Эриксона, Вирджинии Сатир (семейная психотерапия), Перлса (гештальт-терапия), Бейтсона (зоопсихология, формировании нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки), Хомского (трансформационная грамматика, выделяющая глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения), Рассела (теория логических типов), современных данных о межполушарной ассиметрии – различиях в переработке информации правым и левым полушариями…
Таким образом НЛП является междисциплинарной концепцией.

Базисные постулаты НЛП можно сформулировать следующим образом:
1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями сознания.
2. Большая часть «программы» не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.
3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» (точнее – самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний пациента.
4. НЛП акцентирует внимание на «подстройке» к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним. Такая «техническая» ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и принципом «не вреди»2.

«Заповеди НЛП»:
1. Вселенная – сфера дружественная.
2. Карта – не территория.
3. Если один человек чтото может сделать, каждый может этому научиться.
4. Психика и тело – элементы одной системы.
5. У людей есть все способности, необходимые для достижения успеха.
6. Значением вашего сообщения является полученная реакция.
7. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
8. Не существует неудачи, а есть только обратная связь.
9. В каждом поведении присутствуют позитивные элементы.
10. Люди всегда совершают лучший из имеющихся у них выборов.
11. Если вам не удается что-то сделать одним способом – сделайте что-либо другое.
12. Человек с наиболее гибким поведением будет лучше справляться с проблемной ситуацией и добиваться желаемых изменений.


Дyховное pазвитие человека - это длительный пpоцесс; это пyтешествие по чyдесным стpанам, богатое не только yдивительными событиями, но и пpепятствиями, опасностями. Оно связано с пpоцессами глyбокого моpального очищения, полной тpансфоpмации, пpобyждения многих не использовавшихся pанее способностей, pоста сознания до немыслимого пpежде ypовня, pасшиpения его на новые внyтpенние пpостpанства. И сделать красивым это путешествие поможет Вам НЛП.
Желаю Вам удачи!

С уважением, Лучников Владимир Михайлович, врач психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы.


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.01 сек.