https://www.psixo.ru/-> НЛП
 
НЛП

 

Треугольник Карпмана

Дата публикации: 7.06.2007, 22:50:15

Один из ключевых пунктов человеческих взаимоотношений, а особенно профессиональных – это распределение ответственности между участниками коммуникациями. В социальной психологии описана модель коммуникации под названием «Треугольник Карпмана», которая наглядно и доходчиво раскрывает наиболее распространенные роли во взаимоотношениях: консультант – клиент, партнер – партнер, начальник – подчиненный и т.д. Эта модель часто проявляется в процессе нашего общения в семье, на работе, в быту. Людям, чьей профессией стало общение с людьми, знание этой модели помогает избежать неприятных последствий.

Поясним на примерах, о чем идет речь. К врачу приходит пациент и жалуется на болезнь (роль жертвы). Врач, читая карту больного, говорит: «Тот, кто вам все это выписал, ничего не смыслит в медицине (роль преследователя). Это не помогает от вашей болезни. Я-то точно знаю, что вам поможет (роль избавителя)». Если вы спросите: «А может быть, предыдущий специалист действительно не компетентен?» - Мы ответим: может быть. Только речь идет не о компетенции специалиста, а об установленной модели взаимоотношений. Сформировалась модель с тремя ролями: «жертва», «преследователь» и «избавитель».

Если вы включитесь в подобную модель отношений , то скорее всего наступит момент, когда роли поменяются местами. И пациент, который не соблюдал режим и методику лечения, придя к заведующему отделением с жалобой на врача, выступает в роли преследователя. А заведующий, если ему важно мнение о клинике, отстаивая компетентность врача, выступит в роли избавителя. Или, пообещав решить этот вопрос, уволит врача, который выступит в роли жертвы. Этот треугольник будет вращаться, а конфликт – расти как снежный ком, вовлекая все новых и новых людей.

Порой его очень непросто остановить. Сложность состоит в том, что врач, не разделяя ответственности с пациентом, полностью берет ее на себя. Как же сделать так, чтобы избежать формирования такой модели? Это хорошо известно и чаще всего используется в бизнесе.
Заключается контракт или договор в различных формах, где распределяется ответственность. Если вы продаете товар и не предупреждаете покупателя о его качествах, есть опасность попасть в треугольник Карпмана. Клиент не доволен вашим товаром и может сообщить всем своим знакомым о том, что у вас плохой товар, лишив вас новых клиентов. Подумайте, насколько эффективнее, собирая информацию о том, что необходимо клиенту, и описывая преимущества и недостатки товара, оставлять выбор покупки за клиентом.

Еще один способ попасть в треугольник – дать человеку совет: поступай так-то (это другой путь взять на себя чужую ответственность).

Но можно давать советы по-разному. Использовать «мягкий», косвенный способ. Например, сказать: «Я знаю одного очень талантливого человека, который в этой ситуации поступал так-то. Но я не уверен, насколько это вам может подойти». Такой совет не навязывается клиенту, а предлагается, остается выбор поступить по своему желанию.


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.01 сек.