https://www.psixo.ru/-> Бизнес-психология
 
Бизнес-психология

 

Свой среди чужих, чужой среди своих

Дата публикации: 10.04.2011, 02:38:34

Помните, в детстве излюбленными игровыми персонажами являлись шпионы, разведчики и другие герои, стремящие узнать тайну двора. Дети выросли, но игры остались те же, проявление которых особенно характерно для профессионального сообщества. Соперничество с конкурентами за место под солнцем или внутренняя неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе способствуют дезорганизации компании. Пусковым механизмом в создании рабочих проблем является внешний или внутренний оппонент.

Хитрые технические устройства

Развивающаяся компания привлекает к себе внимание окружающего мира. Причем особое отношение не всегда принимает формы уважения, принятия и благодушного восприятия успехов других. Удачно подобранная стратегия ведения бизнеса, надежные деловые партнеры, новые источники сырья — эти и другие вопросы волнуют ваших конкурентов. В таких условиях завладеть выгодной информацией или узнать коммерческую тайну — искушение для соперников по рынку. Кто решается преступить границы дозволенного, вступает на путь шпионажа?

Переговоры, заключение сделок, совещания проходят за закрытыми дверями, к важной информации допускается ограниченный круг лиц. Казалось бы, очевидно — посторонние наблюдатели в данной ситуации отсутствуют. Но необходимо помнить, что в вашем кабинете, зале заседаний может оказаться подслушивающее ухо или подглядывающий глаз. Скрытые видеокамеры, незаметные устройства, установленные на телефонные аппараты передают информацию третьим лицам. Дальше история развивается по известному сценарию: вашими «секретными» сведениями посторонние воспользуются по-своему усмотрению.

В такой ситуации только специалисты могут обезопасить вас. Они проверяют территорию специальными приборами, которые издают характерные звуки. В целях избегания сплетен, закулисных разговоров, страшилок различного рода персоналу представляют специалистов как строителей или электриков. Чтобы заглушить звук прибора включают музыку или бытовой строительный инструмент.
Но не всегда подслушивающие устройства установлены в кабинете, хотя сам факт шпионажа присутствует. Тогда мы встречаемся с различными типами локаторов, которые улавливают информацию на расстоянии. Лазерный локатор считывает даже шепот на расстоянии 300 метров. Оборудование, используемое в таких целях, дорогое — защита стоит копейки. Достаточно поставить в окно рифленое стекло, которое будет рассеивать лучи лазера.
Как видно, развеять сомнения руководства о доступности коммерческой тайны возможно благодаря внимательной работы специалистов. Но порой человеческий фактор сложнее определить в запутанных шпионских разборках.

Удар в спину

Наказать нелояльного инсайдера в компании довольно сложно. Человек, играющий сразу две роли вынужден быть особенно внимательным к своим действиям, чтобы не вызвать подозрений. Что движет сотрудником, решившимся рассказать окружающему миру о внутренней жизни компании? Выносить сор из избы способны обиженные работники в пылу негодования. Стремясь высказаться (начальнику в глаза не все скажешь), они обращаются к сети всемирной паутины, которая все примет, все поймет. В Интернете жалуются на нерадивое руководство, выкладывают негативную информацию о компании. Вычислить нелояльного сотрудника, разумеется, можно, но трудность заключается в том, что контролировать посещаемые в Интернете сайты иногда недопустимо. Для этого в трудовом договоре работника должен быть прописан пункт о технических средствах контроля персонала!

Появление в компании «шпиона» может быть спровоцировано конкурентами. Добыть интересующие сведения, не прибегая к дорогой аппаратуре, можно подкупив сотрудников компании. Увы, это не только дешевле, но зачастую и проще.

Ты добьешься много большего добрым словом и
пистолетом, чем одним только добрым словом.
Аль Капоне

Никто не застрахован от недоброжелателей, способных за определенную плату выдать коммерческие тайны компании. Что в силах сделать руководство, HR-менеджеры, служба безопасности?

Начинать нужно с тщательного отбора персонала. Не допускайте приема на работу людей из группы риска: наркоманов, алкоголиков, игроков или людей, в близком окружении которых имеются данные категории лиц. Кадровому департаменту следует тесно сотрудничать со службой безопасности на всех этапах проверки кандидатов.

Развитая корпоративная культура, благоприятная психологическая атмосфера в коллективе, организационные ценности являются объединяющим звеном, которое способствует сплочению сотрудников и созданию приверженности к компании. Это оптимальный вариант профилактики феномена «нелояльного инсайдера».

Альтернативные пути предупреждения или разрешения проблемной ситуации не всегда однозначны. Установив в компании жесткий контроль над персоналом, как-то: видеонаблюдение, прослушивание телефонных разговоров, проверка электронной почты, посещаемость сайтов — можно получить обратный эффект. Изначально поставив цель проследить, как подчиненные расходуют свое рабочее время, и проверить приверженность к компании, руководство может лишиться уважения и авторитета. С точки зрения подчиненных, подобный контроль — начало конца. Следствием чего является снижение мотивации, недобросовестное выполнение работы, раздражительность.

Скрыть сканирующие устройства сложно. Если кто-то из подчиненных догадается, то вскоре это станет достоянием общественности. Даже руководитель может выдать себя, нечаянно проговорившись об информации, знать о которой он не мог. В таком случае сотрудники могут обратиться в суд.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126 ФЗ «О связи» гарантируют тайну личной переписки и разговоров граждан (ст.63). Ограничение этого права допускается, только когда данные «прослушки» имеют значение для уголовного расследования. В других случаях доступ к личной информации можно получить только на основании решения суда.
Закон, от 20 февраля 1995 г. № 24 ФЗ, запрещает сбор «информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров... физического лица без его согласия» (ст. 11).

Это не означает, что руководитель не способен защитить свои права как собственника бизнеса. Решив установить видеокамеры или «прослушку», пропишите методы контроля во внутренних документах. Проверка электронной почты и сайтов, посещаемых работниками, должна быть закреплена официальным указом. Позаботьтесь о «правильной» интерпретации введения мер контроля.

Установку видеокамер можно объяснить стремлением обезопасить сотрудников от непредвиденных ситуаций, закрытие доступа к определенным сайтам — защитой от вирусов. Сотрудники, знающие о мерах контроля, не будут чувствовать себя обманутыми и рассматривать камеры как посягательство в личное пространство.

Помните, усиление контроля — крайняя мера. Как говориться, насильно мил не будешь.
Руководителю, столкнувшимся с явлениями шпионажа, кражи, утаивания информации, нужно быть очень осторожным в принятии жестких мер по отношению ко всему коллективу.

Источник: BuildTeam.ru


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.01 сек.