https://www.psixo.ru/-> Бизнес-психология
 
Бизнес-психология

 

Диагностика межличностных отношений в коллективе

Дата публикации: 10.04.2011, 01:06:19

К великому сожалению, обыденная жизнь полна вещей, на которые мы не можем воздействовать. Они как данность. Мы вправе иметь друзей, делать покупки по своему усмотрению, решать, где жить и с кем создавать семью. Но выбирать сослуживцев по своему желанию нам вряд ли кто позволит. Если, например, «друг оказался вдруг», мы имеем полное право с ним больше не встречаться. Прекратить же общение с неадекватным коллегой не получится даже в том случае, если вы начальник или организуете собственный отдел, — над вами обязательно будут довлеть высшие инстанции. Да, выбирать мы не можем, но сработаться и даже повлиять на сослуживцев просто обязаны.

Если сотрудник проявит себя на новой работе не с лучшей стороны, его уволят, если покажет свою компетентность — съедят. Как тут быть? Как найти золотую середину в межличностных отношениях? Ответ может быть только один — научиться ладить с людьми, срабатываться с любым коллегой, кто бы ни встретился на служебном пути… Как-то автору этих строк «посчастливилось» устроиться в фирму, где придерживались принципа разделяй и властвуй и буквально стравливали своих сотрудников. Мне посоветовали не обращать внимания на свою коллегу: вы же, мол, руководитель, поэтому ведите себя соответственно. В отделе нас было всего двое, и взаимодействовать все равно приходилось, несмотря на должности. Как-то раз после очередной головомойки я выложила этой сотруднице все, что мне о ней известно… В результате оказалось, что такие же слова обо мне говорили и ей. После этого мы долго и, смею надеяться, вполне успешно работали.

Как это ни банально звучит, но все люди разные, у каждого свои тараканы в голове. Если вы считаете, что у вас замечательный коллектив, никто из сослуживцев никогда не держит камень за пазухой и всегда говорят то, что приятно слышать, одно из двух: или вам крупно повезло, или… Может быть, доброжелательный коллега, любезничая с вами, за спиной так и поигрывает ножичком, выжидая подходящего момента. Не хочется делать из вас параноика, но вдруг вы не все замечаете? Легкость в отношениях с сослуживцами всегда бывает только кажущейся. Кто-то вам завидует, кто-то считает вас самоуверенным всезнайкой, а кому-то до зубовного скрежета надоел ваш клубный пиджак. Не зря же говорят: сколько людей, столько и мнений.

Большинство из нас в зависимости от индивидуальных особенностей своих коллег примитивно делят их на две категории: открытые и закрытые. С первым типом людей легче — они выражают себя, не таясь, поэтому всегда ясно, что от них ожидать. Даже если они ворчат, критикуют, враждуют, всегда понятно, из-за чего и по какому вопросу. Многие из них — правдоискатели, привыкшие быть на высоте положения. Некоторые играют роль офисных клоунов, любят внимание со стороны окружающих. Им все равно: говорить перед уважаемой публикой со знаком плюс или минус, лишь бы слушали. Закрытые же сотрудники — сложные личности, они молча выражают свой протест или несогласие с происходящим, саботируя или просто забывая порученное дело. Контроль над своими действиями они расценивают как прямую угрозу профессиональной компетентности. Они предпочитают работать самостоятельно, любую помощь принимают в штыки.

Главная задача руководителя — добиться от своих подчиненных максимального эффекта, а для этого просто необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Представительское задание наверняка лучше выполнит открытый человек, аналитическое — закрытый. Ни в коем случае не пытайтесь перевоспитывать таких людей! К сожалению, уже поздно. Разумнее использовать их личностные качества с пользой для общего дела. Не стоит ко всем подходить с одной меркой, особенно если индивидуальности ярко выражены. Такое прокрустово ложе может выйти боком, и вместо слаженной работы коллектива вы получите сплошную головную боль.

Конечно, бывают и исключения из правил: сотрудник вроде бы вполне компетентен, без выкрутасов, а на него постоянно поступают жалобы от недовольных клиентов. Что делать? Наказания и штрафы не помогают, поток нареканий увеличивается. В этом случае руководителю следует покинуть свой кабинет и лично разобраться в сложившейся ситуации. Однажды была уволена сотрудница службы взаимодействия с покупателями. Вакантное место никак не удавалось закрыть, и начальник отдела был вынужден сам заменить освобожденную от занимаемой должности работницу. Через два часа у него кругом шла голова, а к обеду он уже тонул в бумажном потоке и только изредка подавал сигналы SOS. Стало понятно, что увольнять девушку было незачем, надо было просто найти ей достойного помощника. Поучаствовать в производственном процессе руководителю бывает очень полезно. Так, в известном американском фильме новый начальник тюрьмы инкогнито подрабатывал заключенным. Уж он-то точно изучил ситуацию изнутри!

Желательно рассмотреть и негативные стороны сотрудника. Вспомните знаменитый роман Артура Хейли «Аэропорт». Один из его персонажей — специалист высокого класса, к которому невозможно подойти ближе чем на метр из-за специфического запаха. И окружающие вынуждены с этим мириться. Но чисто внешние проблески индивидуальности — это еще полбеды. Проблема, когда наблюдаются внутренние проявления типа гребу под себя, без вас все знаю, мистер Всегдаправ и так далее. Порой они принимают различные формы выражения — подсиживание, неуемное соперничество, необоснованная критика, даже саботаж. Как для руководителя, так и для сослуживца главное — выяснить, что за подобными нападками не скрывается негативное отношение, и, не переходя на личности, решить проблему конструктивно и по существу.

Может случиться и так, что напарником окажется нерадивый коллега, который прилагает все усилия для того, чтобы ничего не делать. Такие лентяи не только бездельничают сами, но и сбивают других с пути истинного. Их вечная реплика: «Что ты паришься, нас все равно об этом не спросят». Здесь уместно вспомнить анекдот. Выходят как-то два сотрудника из кабинета руководителя, и один другого спрашивает: «А сколько времени у нас на это задание?» Другой отвечает: «Да пока шеф не забудет…» Во-первых, нельзя идти на поводу у таких горе-работников, во-вторых, руководитель должен четко давать распоряжения: что нужно сделать, к какому сроку, каким должен быть результат, кто и за что отвечает. Исполнители должны ясно представлять себе цели и задачи поручения и, естественно, то, что конкретно от них ждут.

Потакать коллеге-бездельнику попросту преступно, но не менее преступно использовать методы людей, которые не всегда этично пытаются добиться своего. Можно запросто погрязнуть в тайнах мадридского двора, которые и внимания-то не заслуживают. Такие сотрудники могут провоцировать других на критические выступления, создавать различные коалиции, заниматься немыслимыми махинациями. Будем называть таких интриганов своими именами — это лжецы, манипуляторы, сплетники и подставлялы. Их не так легко распознать: порой они скрываются под маской доброжелательности и радеют за общее дело. Выход один — не кривить душой и идти прямо. В конце концов, быть честным человеком выгоднее, нежели марионеткой в чужих руках.

Чтобы не стать объектом манипуляций, следует вести четкие записи (кому, когда было поручено какое-либо задание) и быть педантичными в этом вопросе. Не дайте себя провести, а тем более не позволяйте свалить вину на вас. Самое страшное — быть без вины виноватым. К примеру, начальник спрашивает, кто работал с клиентом. Дело давнее, но только сейчас всплыли подробности той поставки: почти вся партия оказалась бракованной. Начальник грозится вас уволить! Таких клиентов через вас могут проходить сотни, всех не упомнишь. Вы открываете свои записи и видите, что в этот день вы уезжали на склад и с проблемным клиентом работал сотрудник N. Вот такой простой пример, который помог восстановить справедливость и избежать гильотины.

Какую бы должность вы ни занимали, но сигналом, что в коллективе что-то не так, может быть, как ни странно, лесть и подхалимаж, не говоря уже о низкопоклонстве. Не обольщайтесь, даже если вы действительно прекрасный сотрудник, достойных всяческих похвал. Есть такое наблюдение, что если вас хвалят, значит, это ваши похороны… Тот, кто критикует в лицо, не так страшен, как откровенные подхалимы. Интуиция должна подсказать вам, где собака зарыта. Умелые манипуляторы великолепно скрываются под маской лести. Как говорят, от похлопывания по спине до пинка под зад всего несколько сантиметров.

Противоположность льстецам — любители критиковать и придираться. Их достаточно не только среди начальников, но и среди коллег. По крайней мере некоторые из них не отказывают себе в удовольствии поехидничать, хотя ехидство — это самая низкая, зачаточная форма остроумия. К нему и надо относиться как к примитиву. А к придиркам и критике стоит прислушаться. Например, вас обвиняют в том, что вы получаете всегда самое легкое и заведомо успешное задание. Попросите объяснить, что нашли в нем легкого, если для того чтобы его выполнить, нужно, к примеру, обзвонить кучу инстанций, сделать запросы, устроить тендер… и так далее. Как правило, критики начинают пасовать: «Не заводись, мы пошутили». Но в каждой шутке только доля шутки…

Критики обычно ворчат по любому поводу, потому что они так устроены. Один французский писатель говорил: «Даже когда меня разобьет паралич, я все равно буду критиковать чужую походку». Бурчат они скорее всего по инерции, поэтому конкретика быстро ставит их на место. Не игнорируйте и тех, кто явно к вам придирается. Часто бывает, что такой человек судит о вас поверхностно, у него создалось превратное впечатление о вашей работе, поэтому постарайтесь детально обсудить с ним суть его высказываний, попросите привести аргументы. Как у него с аргументами и фактами? Думаю, слабовато, как и у критика.

Как вести себя с откровенными хамами, грубиянами и просто плохо воспитанными людьми? Как ни странно, но именно такие люди просто обожают критиковать других, особенно подчиненных! Что делать, если шеф самодур и тиран? Причем с вышестоящими людьми он сама любезность. Просто метаморфоза какая-то, а не человек! Безусловно, стоит его только пожалеть, ведь у него абсолютно отсутствует глубина мышления, компетентность и просто элементарная культура, что, без сомнения, есть у вас. Никогда не опускайтесь до его уровня, уважайте себя. Орет — переждите, дерется — отойдите. Он жаждет крови — не давайте себя в обиду! Что вы можете сделать с таким монстром? Засунуть его голову в уничтожитель бумаг, огреть принтером или поставить мышку его компьютера под напряжение?

Прежде чем приступить к противозаконным действиям, объясните себе, с какой это стати вы должны становиться мальчиком/девочкой для битья, козлом отпущения, жертвой кровожадного босса? Сколько можно прикидываться дураком, играя в игру «ты начальник, я идиот». Скажите честно, вам не надоело? Жизнь-то одна, и проходит она по большей части на работе. Пусть с вашим самодуром тягается кто-нибудь другой. Может, тот другой о таком шефе только и мечтает: возьмет хлыст да и заставит тирана-начальника прыгать с тумбы на тумбу. Кто знает… Пожалейте себя, какой бы редкой ваша профессия ни была. Если терпение начинает лопаться, не ждите, когда это заметят окружающие — спокойно, не информируя сослуживцев и особенно душку-босса, ищите новое место.

Автор: Елена Ишутина


 
 
Copyright © 2004-2016 Лучников В.М.
При использовании любой информации с нашего сайта ссылка на www.psixo.ru обязательна.
Программирование, верстка: Лучников Ю.В.
Разработка дизайна: Бердичевская Е.В.
Выполнено за: 0.02 сек.